Здравствуйте, !    Выход

Каталог статей

ВЕРГЕНТИ представляет

Какую собаку я хочу? ТЕСТЫ

Какого щенка выбрать из помета? Как узнать, какими врожденными качествами он будет обладать, когда превратится во взрослую собаку? Эти вопросы издавна интересуют собаководов. Существует множество выработанных практикой и традициями способов отбора наиболее жизнеспособных щенков, вероятных обладателей хороших пользова-тельных качеств. Однако эти способы не совершенны, так как основаны на отдельных приметах, часто носящих случайный характер. Интересный способ проверки и оценки поведения щенков предложил американский психолог В.Кемпбелл, специализирующийся в области этологии и изучающий психологические аспекты взаимоотношений между собакой и ее владельцем. Он разработал серию испытаний щенков для проверки индивидуальных особенностей поведения, с целью выяснения их пригодности к жизни у конкретного владельца и дальнейшей дрессировке.

За 8 лет работы им было обследовано более 10 тыс. щенков разных пород. Результаты В.Кемпбелл изложил в книге "Наша собака". Тесты по проверке поведения щенков, предложенные Кемпбеллом, применялись в питомниках собак во Франции, где получили положительную оценку, а ветеринарный колледж в Тулузе даже проводил специальные семинары. В.Кемпбелл отмечает, что у собак ряд врожденных черт и дефектов поведения может быть обнаружен только во взрослом состоянии, поэтому покупатель, приобретая щенка, идет на определенный риск. Так о природной агрессивности можно судить только по косвенным признакам, ничего нельзя сказать и о будущем отношении взрослой собаки к детям и т.д. Раннее определение основных черт поведения животного необходимо для правильной постановки селекционно-племенной работы, для выявления линий и семейств, в которых ценные поведенческие качества проявляются особенно ярко. Для проведения испытаний поведения щенков должны быть выполнены следующие условия: Испытание проводится точно на седьмой неделе жизни щенка, ни раньше, ни позже. Помещение должно быть чистым, хорошо проветренным и свободным от посторонних предметов, могущих отвлечь щенка. Во время проведения испытаний должна соблюдаться тишина. Щенок должен находиться наедине с экспериментатором. Присутствие посторонних лиц или животных не допускается. Не имеет никакого значения, знаком ли щенок с экспериментатором или нет. Испытание проводится только один раз. Экспериментатор должен вести себя по отношению к проверяемому щенку спокойно и нейтрально, не хвалить, не применять ласковой или угрожающей интонации.

Испытание состоит из пяти раздельно проводимых тестов, каждый из которых продолжается несколько минут (1-2). Обычно испытанию подвергаются все щенки помета по очереди. Результаты заносятся в ведомость.

В итоге щенки делятся на категории в соответствии с их поведением и на основе этого определяются наилучшие условия для каждого щенка.

Тест №1. Определяет степень доверия к человеку. Экспериментатор вносит щенка в помещение, ставит его на пол в центре и удаляется к входной двери. Остановившись у нее, он поворачивается к щенку, присаживается на корточки и взмахами рук подзывает его к себе.
Подход щенка с поднятым или опущенным хвостом, быстрый или медленный, а также нежелание подойти — определяют степень доверия щенка к человеку, уровень его социального инстинкта.

Тест №2. Следование за экспериментатором. Экспериментатор ео щенком на руках возвращается в центр помещения, ставит его на пол и удаляется обычным шагом. По характеру движений щенка во время следования за экспериментатором или по нежеланию следовать определяется степень независимости его характера.

Тест №3. Склонность к послушанию. Экспериментатор спокойно кладет щенка на бок и удерживает его рукой за грудь. По реакции животного на попытку его уложить определяется склонность к подчинению, его доминирующий или подчиненный характер.

Тест №4. Определение уровня доминирования. Экспериментатор гладит щенка рукой от черепа, по шее и спине, по направлению роста шерсти до тех пор, пока четко не проявится его поведенческая реакция. Доминирующий щенок пробует прыгнуть на руку, ворчит и даже кусается. Независимый, не доминирующий чувствует себя беззаботно. Тест №5. Определение уровня доминирования. Экспериментатор берет щенка на руки под животик таким образом, чтобы он смотрел на экспериментатора в течение 30 секунд. Доминирующий будет отказываться смотреть в лицо человеку.

ОЦЕНКА ПОВЕДЕНИЯ ЩЕНКА ПО КАЖДОМУ ТЕСТУ

Она заносится в общую для помета ведомость буквами латинского алфавита. В такой ведомости — в первой графе даны присвоенные каждому типу поведения буквы, а в последующих графах характеристики щенков. Оценка поведения щенка может выглядеть следующим образом:

  • Щенок получил дважды (или больше) букву А в остальных тестах — букву В (пример - щенок №1). Такому щенку свойственна врожденная агрессивная реакция. Он может укусить, если к нему пристают. Такого не следует рекомендовать детям, подросткам и людям пожилого возраста. Его желательно иметь людям спокойным, выдержанным. Вероятнее всего, из подобного щенка вырастет собака, преданная одному владельцу. Правильно воспитанный и отдрессированный без применения жестких методов такой щенок может превратиться в отличного защитника своего владельца.
  • Щенок получил три или более В (пример - щенок №2). В будущем он, вероятно, „станет доминирующей особью, с ярко выраженным соревновательным нравом. Такая собака не для детей, она может быть рекомендована для дальнейшей дрессировки и нсполь зоваться в разнообразных службах.
  • Щенок получил три и более С(пример — щенок №3). Такая собака, став взрослой, может быть идеальным спутником. Ею легко могут управлять как дети, так и пожилые люди.
  • Щенок получил две или более Д и одну или более Е (пример - щенок №4). Щенок обещает быть покорным в будущем, но он довольно безразличен к человеку, поэтому для установления контакта с ним требуется доброта и ласка. По отношению к детям он будет проявлять большую терпимость, может укусить лишь при слишком жестком обращении с ним, в целях самообороны.
  • Щенок Б получил две или более Е, причем одна из них в тесте №4 (пример — щенок №5). Такой щенок плохо себя чувствует как в группе себе подобных, так и среди людей. Для его дрессировки требуются специальные методы. Если в некоторых тестах щенок получил оценку В или С, то он может оказаться злобно-трусливым.

    Если в оценке присутствует Д, то в поведении собаки может преобладать склонность к побегам. Подросткам и детям такой щенок не подходит.

    Если получены буквы А и F. (пример — щенок №6), то в этом случае следует повторить тесты в другом помещении.

    Если и повторный эксперимент дает тот же результат, то речь идет о проблемном случае, когда реакцию собаки нельзя предсказать нельзя.

    Автор: Н. Андрианова
    Источник: Журнал "Собака и Я", декабрь 2006

    Вернуться в статьи